Коммуникативная революция? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г.


Научные конференции России

Проект   Каталог конференций   Добавить конференцию   Карта   


Конференции 2009

Январь   Февраль   Март
Апрель   Май   Июнь
Июль   Август   Сентябрь
Октябрь   Ноябрь   Декабрь


Конференции по тематикам

Археология
Архитектура
Астрономия
Библиотековедение
Биология
Биотехнологии
География
Геология
Журналистика
Информационные технологии
Иностранные языки
Искусствоведение
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика
Машиностроение
Медицина
Менеджмент
Музыковедение
Образование
Оптика
Педагогика
Политология
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Строительство
Телекоммуникации
Техника
Управление
Физика
Физическая культура
Филология
Философия
Химия
Экономика
Электроника
Электротехника
Юриcпруденция

Международная конференция "Коммуникативная революция? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г."

Европейский гуманитарный университет (Вильнюс)
Центр CASE, Программа «Социальные трансформации в Пограничье" (Беларусь, Украина, Молдова)
Лаборатория визуальных и культурных исследований ЕГУ

проводят 21 – 23 мая 2009 года международную конференцию «Коммуникативная революция»? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г.

Communicative revolution? Media and Social Change in Eastern Europe After 1989

В рамках конференции мы предполагаем обсудить комплекс проблем, связанных со стремительным развитием новых медиа и телекоммуникационных технологий, которые за последние двадцать лет радикальным образом изменили не только нашу повседневность, но также способы политической коммуникации, формы культурного производства и потребления, сферу экономических отношений и модели образования.

Для стран бывшего социалистического блока формирование нового медийного ландшафта и приход новых технологий коммуникации происходили одновременно с преобразованиями во всех других сферах,и, более того, в известном смысле они стали движущей силой и основой этих процессов. При этом в одних странах новые медиа эффективно использовались в целях демократизации общества и либерализации экономики, а в других (таких, как Беларусь), напротив, те же средства и инструменты коммуникации не менее эффективно применялись для поддержания и усиления авторитарных политических режимов.

К этому стоило бы добавить, что новейшая история Восточной Европы создавалась, архивировалась и обретала интеллигибельный характер благодаря той картине мира, которую создавали визуальные медиа.

Разделение информационных пространств в странах бывшего советского Союза и передел медийного рынка, начавшиеся после 1991 года, привели к тому, что на руинах некогда достаточно гомогенного медийного поля сложились национальные медиа системы, появились новые экономические и политические акторы, сформировались новые формы взаимодействия между локальными и глобальными средствами массовой информации.

Вступление в Евросоюз целого ряда бывших социалистических стран (2004 – 2007 гг.) было следующим, после падения Берлинской стены и коллапса Советского Союза, значительным событием, которое сыграло принципиально важную роль в трансформации медийного ландшафта в регионе. Несмотря на то, что далеко не все из бывших социалистических стран получили «прописку» в Евросоюзе, благодаря развитию спутникового телевидения и Интернета жители стран Восточной Европы, некогда отделенные от остального мира непроницаемым «железным занавесом» и получавшие строго дозированную информацию о внутренних и внешних событиях, смогли ощутить себя жителями единой «глобальной деревни», и значение этого фактора имеет решающее значение для анализа политических и культурных процессов в регионе.

Особое внимание мы хотели бы уделить взаимодействию, «старых» (бумажная пресса, телевидение, Веб 1.0) и «новых» (электронная пресса, цифровое видео, Веб 2.0) медиа, зачастую приобретающему характер идеологического противостояния, поскольку, с одной стороны, телевидение было и остается решающим инструментом политического влияния на широкие массы (именно телевидение создало целое поколение новых политических лидеров - «телепрезидентов», чья «харизма» является в первую очередь эффектом медийного воздействия) и сыграло главную роль в утверждении неопопулистской модели политики), а с другой, - формирование альтернативной или контр-публичной сферы становится возможным в первую очередь благодаря Интернету и связанным с ним формами медиа активизма.

Соответственно, перед нами стоит задача исследования и оценки эффектов и последствий своеобразной «коммуникативной революции», произошедшей после 1989 года в бывших социалистических странах. Однако цель конференции состоит не только в том, чтобы произвести картографирование нового медийного и медиализированного пространства, сформировавшегося в странах Восточной Европы за последние двадцать лет, но и в том, чтобы осуществить критическую рефлексию в отношении исследовательских стратегий и методов, применяемых к анализу новых культурных практик и форм взаимодействия медиа, политики и культуры. Иначе говоря, мы надеемся, что в рамках совместного обсуждения данных проблем удастся ответить на вопрос о том, с помощью каких аналитических моделей и концептуального инструментария данная проблематика исследуется в гуманитарных и социальных науках в странах Восточной Европы.

Для обсуждения на конференции мы предлагаем примерный список тем и вопросов, который может быть расширен и дополнен:
Медиатизация политики и деполитизация публичной сферы
Медиа, неопопулизм и восточно-европейские демократии
Региональные и национальные медиа системы в условиях глобализации
«Политическая экономия» восточно-европейских масс медиа
Пассивные граждане VS активные потребители? Постсоветское телевидение и маркетизация культуры и политики
Разрушение приватности и техники наблюдения в эпоху телекоммуникационных технологий и компьютерных сетей
Социальные, этические и юридические аспекты соотношения приватного и публичного в современных масс медиа
Креативность как товар: создание и распространение медиа форматов
Дигитальная культура и проблема интеллектуальной собственности
Медиализированная повседневность постсоветского города
Национальные киноиндустрии в условиях конвергенции медиа: производство, распространение и рецепция кино в Восточной Европе
ТВ и Интернет: визуальная стилистика, информационные функции, практики потребления
Интернет-сообщества и социальные сети на постсоветском пространстве (Livejournal, odnoklassniki, vkontakte, etc. .)
Кибер-протест: медиа активизм, публичная сфера и гражданское общество
Новые медиа – новая академия?
Статус и функции «экспертного знания» в масс медиа
Визуальные исследования, феминистская теория, антропология медиа, критическая политэкономия и другие методологии исследования медиа как социального института и как средства коммуникации
Социология массовых коммуникаций: между маркетинговыми исследованиями и обслуживанием власти?

Языки конференции –белорусский, русский,украинский, английский.

Заявки на доклады или панели (три-четыре участника, объединенных общей темой) принимаются до 15 марта 2009 по адресу: case@ehu.lt с пометкой «конференция». В заявку просим включить: краткое CV, контактную информацию и резюме доклада (объемом до 300 слов). О решении отборочного комитета будет сообщено до 10 апреля 2009 года. Комитет конференции: Владимир Дунаев, Светлана Наумова, Павел Терешкович, Альмира Усманова, Елена Матусевич (координатор), Дмитрий Коренко (координатор).

Участникам конференции высылается приглашение для получения литовской визы; оплачивается проживание в гостинице (с завтраками). Оргкомитет обладает небольшими средствами для оплаты проезда. Участников, нуждающихся в финансировании проезда, просим сообщить об этом в заявке с указанием пункта отправления и стоимости (минимальной) проезда до Вильнюса. Для участников, прошедших первый тур отбора заявок и запросивших финансирование от организаторов конференции, будет организован дополнительный конкурс дорожных грантов. В случае отказа в финансировании, участники, прошедшие первый тур отбора, по-прежнему могут участвовать в конференции.


Ссылки:
Библиотека диссертаций | прибор контроля изоляции | устройства плавного пуска
Статистика:

КСМ: разработка, поддержка и продвижение сайта

Присылайте объявления о конференциях
E-mail: konf@kon-ferenc.ru