Научные конференции России

Добавить конференцию Объявления Рассылка Информер Поиск Реклама


Поиск

Конференции 2016

Январь   Февраль   Март
Апрель   Май   Июнь
Июль   Август   Сентябрь
Октябрь   Ноябрь   Декабрь

Конференции 2017

Январь   Февраль   Март
Апрель   Май   Июнь
Июль   Август   Сентябрь
Октябрь   Ноябрь   Декабрь

Подписаться на рассылку

IV Международная летняя школа
для немецких и российских студентов
"Этнополитические процессы в эпоху глобализации: государство, регион и локальные сообщества на постсоветском пространстве (1990-е – 2000-е гг.)"




Немецкая служба академических обменов
Кафедра политологии, Центр культурно-исторических исследований и Центр изучения Евразии ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Южно-Уральский институт управления и экономики
Администрация Кунашакского муниципального района
Челябинский государственный краеведческий музей


15-28 августа 2016 г.
г. Челябинск

Приглашаем принять участие в IV международной летней школе для немецких и российских студентов «Этнополитические процессы в эпоху глобализации: государство, регион и локальные сообщества на постсоветском пространстве (1990-е – 2000-е гг.)».

Сроки и место проведения: 15-28 августа 2016 г., г. Челябинск

День заезда - 14 августа, день отъезда – 29 августа.

Участники: студенты старших курсов вузов Германии и России. Количество участников: 20 человек

Окончание приема заявок: 10 мая 2016 г.

Перестройка и распад СССР спровоцировали и стимулировали на постсоветском пространстве процессы поиска этнической и локальной идентичности. Для Российской Федерации, выступающей преемницей СССР, вопрос формирования этнокультурной политики относится к числу стратегических. Советская традиция, латентно присутствующая в современных политических практиках центра, нередко не учитывает складывающуюся диверсифицированную этнополитическую и этнокультурную картину регионов и тяготеет к двум крайностям – к гипертрофированию и стимулированию этнонационального компонента или к традиционной «нечувствительности» к тонкой ткани этнических взаимоотношений. Со стороны политических и государственных структур (прежде всего в автономных республиках и областях РФ) наблюдались и наблюдаются попытки поставить историю и этноисторию на службу политическим интересам. Возникновение коллизионных пространств этнонациональной политики сопровождается массовым всплеском интереса к изучению истории родного края, своего народа, родовой и семейной истории. Во многих регионах активно идут процессы институционализации – создание этнокультурных центров, (из)обретение исконных культурных традиций, складывание праздничных ритуалов. С одной стороны, эти феномены опираются на советскую политическую традицию (например, акцентирование культурно-фольклорной составляющей национальной идентичности; попытки создания наднациональной, политически дефинируемой нации), а с другой, отрицают ее (например, в локальных национально-культурных практиках населения).

Четвертая международная летняя школа будет посвящена специфике этнополитических процессов на постсоветском пространстве. В фокусе ее внимания окажутся соотношение глобальных, региональных и локальных этнополитических процессов на примере уральского региона России.

Урал, занимающий обширную вытянутую с севера на юг территорию между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, является особым российским регионом. Благодаря своему географическому расположению на стыке Европы и Азии и исторической роли в качестве фронтирного края, он превратился в своеобразный «этнический котел», пространство столкновения, конфликта и взаимопроникновения этносов и их культур. В постсоветский период наличие множества различных этнических и этнорелигиозных общин на Урале, с одной стороны, затрудняет процессы межкультурной коммуникации, а с другой, порождает типичное для уральского региона явление (поли-)культурализма. Все новые и новые миграционные потоки, проникающие на Урал в эпоху глобализации, попадая в контекст своеобразных исторических этнокультурных практик и стереотипов мышления, вносят свой вклад в формирование режима этнической толерантности, отличающей южноуральский регион от других (особенно центральных) территорий РФ.

Программа школы будет состоять их трех основных тематических модулей, наполненных различными по методикам и технологиям работы мероприятиями:

Модуль I: «Этнический котел: историческая ретроспектива» будет посвящен реконструкции сложных процессов формирования современных этнических групп, проживающих на территории Урала.

Вплоть до XIII в. н.э. степная и лесостепная полоса Уральского региона выполняла функции «аэродинамической трубы народов» (Л. Гумилев), выбрасывая на территорию Предуралья потоки кочевников – скифо-сарматских племен, гуннов, тюркоязычного населения. Начавшаяся позднее русская колонизация привела как к усилению процессов межкультурного взаимодействия, так и к усилению их конфликтности, превратив волжско-уральский регион в «опытный полигон» (Р.Г. Кузеев) национальной, административно-территориальной и культурной политики русской монархии, а впоследствии и советской власти. И если в подходе имперской администрации сочетались две противоречивые тенденции – русификация (христианизация) местного населения и функциональный прагматизм, то модернизационная и репрессивная политика большевиков привела к дальнейшему усложнению этнической и конфессиональной структуры региона за счет эвакуированных и депортированных народов, к складыванию новых полей взаимодействия, конфликтов и толерантности. Именно их развитие определило амбивалентное развитие этнокультурных процессов в постсоветский период.

В рамках лекционных и практических занятий участникам предстоит познакомиться с концептуальными основами изучения этнополитической истории, выявить специфику политических практик управления локальными сообществами со стороны монархии и советской власти, включая методы опоры на местные родовые элиты, веротерпимость, невмешательство в культурные традиции, а также особенности этнокультурного взаимодействия (например, включение в состав казачества мусульманских групп, формирование в рамках казачества тюркоязычных православных групп и др.).

Модуль II: «Этнополитические процессы на постсоветском пространстве: государственная политика, современная мифология и этнонационализм» будет посвящен политическому измерению процессов формирования локальной идентичности после развала СССР, включая анализ современной политики по сохранению и развитию этнокультурного наследия, формированию толерантности в российском обществе.

Одним из центральных проблемных полей школы является вопрос о релевантности применения европейского термина «глокализация» к российской провинциальной действительности. На материалах программных документов региональных властей, политических организаций, конкретных планов мероприятий, публикаций в СМИ участникам предстоит выявить специфику мифологизации этнонационального измерения в целях политического процесса и территориального маркетинга. В центре дискуссий окажутся существующие этнические стереотипы, лозунги этнонациональной и этнокультурной толерантности, особенности использования этнонациональных тенденций в политических целях. Участникам будет предоставлена возможность встретиться с представителями местной власти (депутатами муниципальных образований) и в рамках дискуссионного подиума задать интересующие вопросы по теме.

Модуль III: «Повседневные этнокультурные практики в полиэтничном российском регионе» будет посвящен знакомству с существующими в регионе этнокультурными центрами, общественными организациями, поддерживающими или вновь создающими локальную идентичность.

В рамках экскурсий и практических занятий участникам предстоит посетить населенные пункты с ярко выраженной и транслируемой вовне этнокультурной спецификой, наблюдать обряды и ритуалы, быть задействованным в них. Студенты получат возможность интервьюирования и анкетирования членов поликультурных и полирелигиозных семей, пестующих или напротив отрицающих этнические традиции, общественных деятелей, политизирующих идею локальной этнической идентичности, представителей коммерческих структур, использующих этничность в целях маркетинга продуктов и услуг.

Участники получать уникальную возможность проживания на территории одного из многонациональных районов Южного Урала. Благодаря этому они смогут непосредственно наблюдать различные проявления локальной этнорелигиозной культуры. Включенное наблюдение будет комбинироваться с реализацией собственной программы исследований, составленной участниками (встречи, беседы и интервьюирование жителей района, анкетирование, участие в праздниках и ритуалах). Одновременно им предстоит проанализировать происходящие в условиях глобализации и медийной революции процессы на теоретическом уровне.

В рамках Летней школы участники получат возможность представить собственные научные проекты или объединиться в группы для подготовки презентации одной из тем школы на заключительном выездном семинаре. Каждая группа будет разрабатывать свою презентацию на основе архивных материалов, с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств.

Участие в Летней школе для российских студентов является бесплатным. Проезд до города Челябинска, проживание и питание финансируются направляющей стороной. Организаторы могут содействовать в бронировании номеров в общежитии. Культурная программа школы, включающая в себя тематические экскурсии, частично оплачивается принимающей стороной. Выездные экскурсии оплачиваются самими участниками.

Заявки на участие в работе международной Летней школы необходимо направлять на электронный адрес НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ kulthist@mail.ru до 10 мая 2016 г.

Контактная информация:
Никонова Ольга Юрьевна
Email: kulthist@mail.ru

Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru

 

 

Тематика конференций

Археология
Архитектура
Астрономия
Библиотековедение
Биология
Биотехнологии
Ветеринария
География
Геология
Журналистика
Зоология
Информационные технологии
Иностранные языки
Искусствоведение
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика
Машиностроение
Медицина
Менеджмент
Методика преподавания
Музыковедение
Нанотехнологии
Науковедение
Образование
Оптика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Регионоведение
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Строительство
Телекоммуникации
Техника
Туризм
Управление
Фармацевтика
Физика
Физическая культура
Филология
Философия
Химия
Экология
Экономика
Электроника
Электротехника
Юриcпруденция


Ссылки:
Статистика:

Присылайте объявления о конференциях
E-mail: konf@kon-ferenc.ru

Вверх