Санкт-Петербургский государственный университет Центр исследований экономической культуры
16 - 18 июня 2022 года г. Санкт-Петербург
Современность во многом задается отказом от классических бинарных оппозиций центра и периферии, глубины и поверхности, высококого и низкого. Скольжение по поверхности производств, идей, ценностей, самого человеческого означает, что больше не существует отдельно взятых феноменов экономики и искусства. Так, эстетический жест разворачивается в пространстве экономического, политического, этического, а экономический обретает измерение и задает стандарт прекрасного. Матрица современности, предложенная Фуко (биология, лингвистика, экономика), может быть переписана и прочитана через линию напряжения "экономика vs искусство".
Наука и искусство представляют собой разные способы познания и описания мира. С известными оговорками можно сказать, что если наука стремится к максимально объективному, беспристрастному, точному и верифицируемому отражению реальности, то отражение мира в искусстве субъективно, эмоционально, нацелено не на точное воспроизведение, но на творческое преломление. Однако, как наука, так и искусство неоднородны и многообразны, они могут частично пересекаться и взаимодействовать как применительно к конкретному объекту познания, так и применительно к способам познания и отображения мира. Экономика, как общественно-гуманитарная дисциплина, во многих своих аспектах оказывается ближе к искусству, чем к (точным) наукам. Каковы существующие и перспективные направления взаимодействия экономики и искусства – это один из вопросов, которые предстоит обсудить в ходе конференции.
Искусство, как сфера максимально открытая для всех им интересующихся и в то же время наделенная невероятным потенциалом трансформации культуры и повседневности в их в том числе экономической составляющей, в крайних своих проявлениях способно постулировать радикальный отказ от капиталистических отношений и – с другой стороны, абсолютное слияние с системой экономического обмена. Среди художников двух последних столетий были и те, кто последовательно стремился к нестяжательству, и те, кто считал искусство идеальной сферой предпринимательства. При этом последующая капитализация искусства нестяжателей зачастую бьет рекорды, установленные теми, кто всеми возможными средствами добивался финансового успеха при жизни. Искусство обозначает собственные границы в диалоге с экономикой и тем самым открывает символическую природу экономики. Невероятные цены на произведения, редуцирующие художественный опыт до минимума, – интереснейший феномен, который делает привлекательным арт для крупного предпринимательства. Этот круг проблем также было бы полезно обсудить в рамках конференции.
Данная тема предполагает целый ряд эмпирических вопросов, связанных с различными аспектами взаимоотношений экономики и искусства как двух специфических сфер деятельности:
- Какие экономические проблемы возникают в связи с искусством и как они решаются (ценообразование на рынках искусства, финансирование художественных проектов и художественного образования т.п.)? Каким образом и по какими принципам предметы искусства становятся предметом капитализации и инвестиций?
- Какое влияние оказывает художественная сфера (практики искусства, художественное мышление и восприятие, образ жизни художника и т.п.) на экономическую деятельность (ее цели, мотивацию, привлекательность и т.п.)?
- В какой мере допустимо применение художественных (эстетических) критериев для оценки состоятельности экономической деятельности – и наоборот, в каких границах оправдано применение экономических критериев при оценки художественных проектов, практик, произведений?
Кроме того, интересно поставить и вопрос философского, сущностного характера, который мог бы звучать так: к каким радикальным изменениям смысла экономики и искусства в их традиционном понимании приводят в итоге те взаимоотношения этих двух сфер, которые характерны именно для сегодняшнего дня? Подтвердился ли уже упомянутый диагноз Бодрийяра о нашей эпохе как «эстетической стадии политической экономии», и если да, то в какой мере?
Направления работы секций: • Экономика: наука или искусство
• Этика экономики: а почему не эстетика?
• Эстетизация экономики: за и против
• Можно ли говорить о стилях экономики (классика, барокко, романтизм, модерн и т.п.)?
• Экономика с точки зрения эстетики безобразного
• Экономика как техника и экономика как искусство
• Необходимо ли эстетическое воспитание экономического человека?
• Искусство сопротивления экономическому насилию
• Экономическая утопия как художественный жанр
• Аффективное и рациональное в экономике и искусстве
• Изобилие и дефицит в экономике и искусстве
• Экономика и искусство как область видимости (призраки, симулякры, фетиши, «эффекты», образы в экономике и искусстве)
• Художник как предприниматель – предприниматель как художник
• Аукционные дома и формирование цен на предметы искусства
• Галереи и современные художники
• Символические измерения искусства и экономики
• Нестяжательство в искусстве и экономике
• Куратор как посредник между искусством и деловым миром
• Коллекционирование произведений искусства и капитализация
• Рынки искусства (театр, музыка, кино)
• Цифровизация в искусстве и ее экономические аспекты
• Опера в сфере экономического
• Прекрасное и Возвышенное в экономике. Неконвертируемый образ.
• Перевод: экономика, искусство.
К участию в конференции приглашаются культурологи, искусствоведы, экономисты, философы, социологи, антропологи, историки, а также все кто исследует феномен искусства и экономики.
Перед конференцией будет издан сборник тезисов. По результатам конференции планируется выпустить сборник и подать заявки на публикацию специальных тематических номеров в ряде журналов.
Языки конференции: русский, английский.
Партнеры: МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», АО «РНГ», Новая сцена Александринского театра, журнал VERSUS, Name Gallery, галерея «Люда».
Программный комитет: Расков Данила (СПбГУ, председатель)
Болтански Люк (Высшая школа социальных наук, Франция)
Дубянский Александр (СПбГУ)
Кадочников Денис (СПбГУ)
Калинин Илья (СПбГУ)
Кудрин Алексей (СПбГУ)
Лаваль Кристиан (Университет Париж-Нантер, Франция)
Мавринский Илья (СПбГУ)
Манулкина Ольга (СПбГУ)
Погребняк Александр (СПБГУ)
Савицкий Станислав (СПбГУ)
Савченкова Нина (СПбГУ)
Фогль Йозеф (Берлинский университет имени Гумбольдта, Германия)
Фокин Сергей (СПбГЭУ)
Срок подачи заявок — до 10.02 2022 г.
В заявке необходимо указать: Ф. И. О., место работы, ученую степень, звание, название доклада на русском и английском языках, тезисы доклада объемом порядка 2000 знаков.
Просьба высылать заявки через форму на сайте СПбГУ, а также дублировать на адрес электронной почты: centereconomicculture@gmail.com. В теме письма указать “фамилию_название” доклада.
Авторы будут проинформированы о принятии или отклонении заявок до 10.03 2022 г.
Контакты
По вопросам регистрации, участия и программы: centereconomicculture@gmail.com (с пометкой «Экономика и искусство»).
По вопросам организации мероприятия:
Надежда Проценко
n.protsenko@spbu.ru +7(812)320-07-28, +79218820011
Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru
• Быстрое размещение в eLIBRARY
• Диплом, Справка, Сертификат, Благодарность
• Простые требования оформления
• Доступные условия и удобные способы оплаты
• Присвоение УДК, ББК и ISBN
• Рецензирование
• Свободный доступ к материалам
• Рассылка по библиотекам, регистрация в Российской книжной палате
• Высокое качество полиграфии
Подробнее ...